Вторник, 14.05.2024, 11:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Йога и Цигун в Кировограде. Студия Лотос.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 151
Друзья сайта
  • Йога в Кировограде. Инструктор Юрий Деревянко
  • Випассана
  • СКОРО!!!
    Статистика

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    “Десятидневная операция на мозгу, или привет от Будды ”

    "Десятидневная операция на мозгу, или привет от Будды ”

     

     І.

    Занимаясь йогой в 2009 году у кировоградского инструктора Юрия Деревянко я узнал что он уже много лет является участником и популяризатором курсов по медитации Випассана.

     Слово "випассана" в переводе с древнеиндийского языка пали означает "видеть реальность такой, какая она есть". Техника медитации випассаны преподается на 10-дневных курсах, во время которых участники изучают основы метода и практикуют в объеме, достаточном для получения полезных результатов.

    Считается, что випассана – это именно та техника, благодаря которой Сиддхартха Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Затем, со времен Будды випассана через непрерывную линию учителей передавалась до сегодняшнего дня. Индиец по происхождению, настоящий учитель этой линии С.Н. Гоенка, родился и вырос в Бирме (Мьянме). Там ему посчастливилось обучиться випассане у учителя Саяджи У Ба Кхина, который в то время занимал высокий государственный пост. После четырнадцати лет обучения в 1969 году господин Гоенка переехал в Индию и начал преподавать випассану. С тех пор он обучил десятки тысяч людей всех рас и религий как на Востоке, так и на Западе. С 1982 года он начал назначать помощников учителя, чтобы они помогали ему со все возрастающим интересом к курсам випассаны.

    В традиции випассаны не принято обожествлять Будду, поклоняться его изображениям или даже носить четки. Основной постулат здесь – что избавиться от страданий и приблизиться к просветлению можно лишь при помощи собственного ума, тела, сознания. Никакие другие инструменты и церемонии не используются. В то же время Гоенка неоднократно говорит в своих лекциях, что практиковать медитацию випассана может представитель любой религии, для этого не нужно отрекаться от своих верований и убеждений.

    Випассана  - это путешествие к истокам ума и тела, основанное на наблюдении и самоисследовании, растворяет умственные загрязнения, приводя к успокоению ума и наполнению его любовью и состраданием. Приходит понимание научных законов, которые управляют нашими мыслями, чувствами, суждениями и ощущениями. Благодаря непосредственному опыту становится понятной природа развития или деградации человека, механизмы появления страданий и избавления от страданий. Жизнь становится более осознанной, свободной от заблуждений, спокойной и мирной.

    Випассана это практическое знание и сколько бы описаний этой техники вы не прочитали, понять что это такое и оценить результаты сможете только попробовав:)

    На десять дней, в течение которых проходит курс, каждый ученик принимает несколько предписаний, немного приближающих его образ жизни к тому, который вел просветленный Будда Гаутама.

    Эти предписание таковы:

    воздержиние от убийства

    воздержание от воровства

    воздержание от всех видов сексуальной активности

    воздержание от лжи

    воздержание от принятия интоксикантов (алкоголь, наркотики, сигареты)

    Также на это время устанавливается благородное молчание – запрещено общение, а также зрительный контакт и любые телесные контакты между участниками. Обращаться можно лишь к учителю по вопросам практики и к менеджеру курса по вопросам быта.

    Считается, что такой кодекс морального поведения совместно с благородным молчанием на все время курса служит для успокоения ума, который в противном случае будет слишком возбужденным для самонаблюдения.

    Курс построен таким образом, что каждый день дается какой-то новый элемент техники и постепенно, к последнему дню, студенты обучаются ей в полном объеме. Например, первые три дня практикуется анапана – слежение за дыханием и небольшой треугольной областью над верхней губой. На четвертый день дается собственно випассана. На пятый вводится аддитана – три раза в день нужно медитировать в полной неподвижности, не открывая глаз и не шевельнув ни рукой, ни ногой. На девятый день, как правило студенты уже

    могут свободно чувствовать большую часть своего тела и могут приступить к ощущению 

    бханга – единого потока по всему телу, внутри и снаружи. И на десятый день все учатся метта – медитации любящей доброты и сострадания.

     Все участники курса придерживаются определённого расписания, которое предназначено для поддержания непрерывности практики. Для достижения наилучших результатов необходимо соблюдать его как можно точнее.

    4.00 Подъем

    4.30- 6.30 Медитация в зале или в комнате

    6.30- 8.00 Перерыв на завтрак

    8.00- 9.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    9.00-11.00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению Учителя)

    11.00-12.00 Перерыв на обед

    12.00-13.00 Отдых

    13.00-14.30 Медитация в зале или в комнате

    14.30-15.30 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    15.30-17.00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению Учителя)

    17.00-18.00 Перерыв на чай

    18.00-19.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    19.00-20.15 Беседа Учителя в зале

    20.15-21.00 ОБЩАЯ МЕДИТАЦИЯ В ЗАЛЕ

    21.00-21.30 Время для вопросов в зале

    21.30 Отход ко сну в своей комнате. Выключается свет.

     Из расписания видно, что это почти 11 часов медитации в день. Все медитации проходили сидя, из-за чего, скоро стали болеть ноги, спина. 

    Курсы випассаны проводятся на добровольные пожертвования студентов. Таким образом покрываются все расходы по организации следующих курсов, включая питание и жилье. Студенты, которые проходят курс впервые, могут сделать пожертвования в конце курса. Пройдя курс випассаны и убедившись в его эффективности, вы можете предоставить такую возможность другим. Помогая проведению курсов, вы поддерживаете випассану в Украине.

    Юра сообщил нам что ближайший курс будет проходить с 29марта - 9 апреля 2009 года, и если у нас есть желание то мы можем зайти на сайт http://vipassana.org.ua/ и в течении трёх дней зарегистрироваться, потому что очень много желающих и нужно поспешить. Лично я посчитал, что не готов ещё к прохождению этого курса, и не стал регистрироваться. Но на следующей тренировку я узнав что там зарегистрировалось несколько человек с нашей группы, и девчонка Алла которая занималась йогой всего несколько месяцев, этот факт задел моё эго, и прейдя домой я побродил по просторам интернета, почитал очень много разных отзывов студентов которые уже прошли эти курсы, и тоже решил ехать. Зашёл на официальный сайт курсов и зарегистрировался, родственников я глубоко не посвящал в подробности своей поездки, а просто сказал, что с 29марта по 9 апреля поеду на тренинг по йоге.

     Время пролетело очень быстро и вот приближалось время поездки, и на одном из занятий Юра сообщил, что много ребят уже не едут, в том числе и Алла, по причине конфликта с родителями, тот факт что нужно отключить мобильный телефон во время прохождения курса вызвал у них непонимание, и обвинение с их стороны этих курсов как секты по зомбированию их детей.

    Ещё больше я удивился уже вечером дома, когда мои родители продемонстрировали абсолютно идентичную реакцию, на тот факт что со мной нельзя будет связаться по телефону в период с 29 марта - 9 апреля. Немного подумав, я не стал идти на конфликт, а подумал наконец не о своём эго а о здоровье и нервах моих ближних, и решил отказался от поездки. Я сел за компьютер и сразу же написал письмо, в котором предупредил организаторов о своём отсутствии, и попросил заменить меня другим человеком, который ожидал на поездку в списках резерва.

     

     

     ІІ.

    И вот на дворе уже август 2012 года,  я регистрируюсь на новый курс випассаны в сентябре. Сразу же выражу благодарность некоторым людям без которых наверное поезда бы не состоялась – это Юрий Деревянко, Наталия Науменко, Александр Тениченко, Николай Макаревич и Алексей Лябихов. Моя первая випассана состоялась с 24 сентября по 03  октября 2012 г.

    Все приехали на курс в нулевой день 23 сентября к 17.00.  Курс проходил недалеко села Сновянка, Черниговского р-на, Черниговской области в лесу на территории бывшего пионерского лагеря «Электроник», среди высоких сосен и берез, воздух пронизан хвойными ароматами, пением птиц. Красота. ТИШИНА. Спокойствие.

    Сразу при подходе к зданию для регистрации в глаза бросился главный бюст с великим товарищем Махатмой Лениным и выстроившиеся в ряд бюсты пионеров героев. Было такое впечатление, что здесь остановилось время, и я вернулся в СССР. Народу было уже много, я посидел немного на лавочке, пообщался с разными ребятами, даже встретил земляка. В 18.00 всех пригласили на регистрацию, мы заполнили анкеты, послушали напутственную речь, нас попросили сдать все ценные вещи и мобильные телефоны. Потом проходило заселение в комнаты. Территоря лагеря достаточно большая, под проведение нашего мероприятия было выделено два двухэтажных корпуса – для женщин и мужчин, на первом этаже- «новые студенты» – кто проходит курс в первый раз, на втором этаже – «старые студенты».  Вся территория была разделена между мужчинами и женщинами, были натянуты веревочки, ограждающие те дороги, по которым мы ходили, была всего лишь одна дорога на которой мы пересекались – это дорога в душ. Это напомнило фильм Бегущий человек с Арнольдом, где у каждого был на шее ошейник и если перейдёшь за черту, последует взрыв, который снесёт вам голову).

     Я немного пообщался с ребятами в комнате, нас было четверо. Кровати были с провисшими пружинными матрацами, и мы втроём решили их разобрать и вынести в коридор, по примеру более опытных ребят, и положили матрацы на пол, а один парень оставил кровать, сказал что у него на даче такая же и он привык. Сверху матраса я постелил спальник. Договорились с ребятами кто и в какой очереди будет мыть пол.  Потом мы все дружно пошли на медитацию, после которой уже объявлялся обет молчания.  Также помимо корпусов нам было выделено здание, где находился зал для медитаций, который  также разделен на две части – мужскую и женскую. В этом же здании на втором этаже была столовая, ели мы отдельно от женщин.

     Зайдя в зал мы уселись каждый на коврики, каждый согласно своему порядковому номеру, старые студенты сидели спереди, те кто первый раз, сидели в задних рядах. Когда включили песнопения в начале медитации, меня переполнил смех, но я сдержался). Как оказалось позже, не я один был удивлен странными напевами главного учителя випассаны, бирманского индийца С. Н. Гоенки. Исполненные на языке пали, эти песни похожи на смесь индийских бхаджанов с вибрирующим пением тибетских монахов. И не только пение было для меня в новинку – сама техника оказалась совсем не тем, что я представлял, слушая рассказы и читая отзывы в интернете.

     Питание было три раза в день, еда вегетарианская и, надо сказать, весьма вкусная. Утром завтрак после первой двухчасовой медитации с 6-30 до 7-45. Подавали овсянку со всевозможными вкусностями – орешки, семечки, курага, изюм, джемы, + овсяное печенье + несколько видов чая – имбирный, эхинацея, черный, зеленый, каркаде.

    На обед (с 11 до 11-45)  первое блюдо (борщи, капустняки, супы)+второе блюдо (плов, гречка, овощное рагу, далма и т.п.) + чаи. И в 17-00 «полдник»- яблоко или банан (для новичков)  + чай, для тех кто второй раз только чай без фрукта. Вот такое меню.

    Но для моего организма это тоже было испытание, голода я не испытывал, так как ем не очень много, но вся специфика была в привычке моего организма к молочным продуктам и другому расписанию питания. Дома я каждый день пью утром молоко, в течение дня могу есть творог с мёдом, пить чай с булочкой и твёрдым сыром)), здесь таких продуктов не было. Несколько дней организм ждал молочные продукты, а потом начал возмущаться жутким урчанием))) но такое урчание в зале я слышал у каждого второго, так что я не расстроился по этому поводу.

     Также была горячая вода три раза в день по часу, душевые находились на этажах и на улице.

     Подъем в 4 утра (что поначалу казалось невозможным) и отбой в 21-30. 11 часов медитации в день. Удары гонга ведут отсчет: гонг – подъем, гонг – начало медитации, гонг – конец медитации, гонг – завтрак и т.д.         

     Весь курс для меня  проходил на спадах и подъемах.

     Первый день отсидел хорошо у меня была купленная маленькая подушка для медитации и под неё я подстелил плед, который привёз с дома, но на второй уже болели колени и немного спина и конечно, то место, на котором сидел). Но решил ничего не подкладывать а просто менять позы почаще. А вокруг у людей появлялись всё больше одеял и подушек, некоторые прямо выстраивали башни и на них сидели как на обычном стуле. Даже ребята у которых были небольшие стульчики для медитации намащивали сверху на него подушки.

     Нас было приблизительно 120 человек, 60 женщин и 60 мужчин. За женщин не знаю, а вот среди мужчин человек 5 выбыли на 3-й и 4-й день. Для меня был труден второй день, именно в плане сознания, рой мыслей вводил меня в полубредовое состояние с самого утра. Лишь в обед после того как я принял тёплый душ, сознание стало спокойным.

     Первые дни сидя в зале и смотря на ребят которые уже были второй и третий разы, я думал каким же нужно быть мазохистом что бы снова ехать сюда и испытывать эти страдания. Но во мене ещё была надежда может впереди есть что то ради чего они сюда приезжают. Но тогда если бы кто-то меня спросил, стоит ли туда ехать, я бы никому не рекомендовал бы эту поезду. НО в конце курса конечно это мнение поменялось).

    На 6 й день утром уже возникло несогласие с некоторыми словами о страдании о которых говорил учитель, но вечером слушая новую лекцию я получил ответы для себя и успокоился. Как нам и говорили в основном самые сложные дни это второй и шестой, потом всё пошло уже нормально, ну лично у меня, потому как я видел некоторых колбасило аж до самого последнего дня.

     Когда дали первую  технику по випассане, я сразу же ощутил поток в теле, и меня начало качать вперёд и назад, потом влево и вправо,  закончилось это кружением по часовой стрелке и против.  Поток который я ощутил сначала меняя не впечатлил, что то подобное я уже давно ощущал при практике рейки. Но поразмыслив немного я понял что все-таки этот поток мой, а не то что при рейки вливается из внешнего мира. И ощущение своего тела как энергетического потока было приятным. Потом нас вызывали к учителю по 5 человек и спрашивали получается техника или нет, и мы немного медитировали с учителем, во время этой медитации ощущения были ещё сильнее, тела я вообще не ощущал, была сплошная вибрация.

     В течении первых дней тишина снаружи постепенно превращается в тишину внутри. Приходит понимание что собственно мы тут делаем, восприятие выравнивается и начинается настоящая работа. Начинают всплывать санкары – этим понятием обозначаются привычные реакции ума, которые оставляют отпечаток в теле в виде зажимов и болей, которые позднее могут перерасти в серьезные заболевания. Основные причины возникновения санкар это влечение и отвращение. Практикующий же випассану должен оставить оценочное суждение и воспринимать все, как оно есть, просто фиксируя возникновение ощущений в теле.

    Если говорить западным языком, то мы имеем дело с психосоматическими явлениями, а во время медитации происходит катарсис – высвобождение психической энергии, разрядка, освобождение от комплексов. Переживания у многих бывают очень сильные, кто-то начинает чувствовать зажимы в теле, некоторые плачут, у кого-то выходят на поверхность давно сдерживаемые обида, гнев, зависть. Конечно, если остановить практику и окунуться в привычную жизнь, то санкары очень быстро накапливаются снова. Поэтому Гоенка советует продолжать медитировать – один час утром и один час вечером – и в мирской жизни.

     Зажимы выходи по разному и в разных ощущения, то лёгкая вибрация как 5 ти копеечная монета с правой стороны спины длившаяся секунд 20, или ощущение такого же размера но с левой стороны острой мышечной боли длившееся пол часа. Самое сильная боль продолжалась с обеда одного дня до обеда следующего, было такое ощущение что произошло защемление нерва или сместились диски, болело всё левое плечо словно на плече огромный камень и спина с лопаткой давали сильную боль. Выходя из медитации на перерыв, боль уходила, когда начинал медитацию снова, боль возвращалась. Я даже немного начал нервничать и переживать по поводу этой боли, но доверяя словам учителя не реагируй – наблюдай, я наблюдал, и она ушла. Всегда когда чувствовал зажим в теле, при завершении сканирования тела уже подходя к макушке, по телу растекалось что то подобное электрическому заряду. 

     Сама техника – настолько продумана, что ни добавить, ни отнять нечего. С первого дня постепенно, мелкими шажками тебя ведут в глубины твоего ума и тела. И начинается  «глубокая хирургическая операция на мозге». Цель – освобождение от страданий, которые мы несем за собой по жизни. Наблюдение за всеми ощущениями, которые возникают в теле, каковыми бы они ни были – приятными или не очень, либо же совсем неприятными и простая констатация факта их существования без какой-либо привязки и анализа, ведут к поступательному пониманию закона непостоянства – АНИЧЧА – все проходит! Невозможно словами передать тот шквал эмоций, который пережила за эти десять дней. В памяти всплывали события и факты, которые, казалось, давно пережиты и оставлены «за бортом». Ан нет – висели тяжелым грузом, «санкары». Не переставал удивлять ум, который со скоростью света подкидывал все новые и новые мысли на «повестку дня». Однако, с каждым днем течение мыслей замедлялось и были моменты абсолютной внутренней и внешней тишины, гармонии и покоя, когда перестаешь ощущать границы физического тела и чувствуешь себя единым потоком со всем окружающим…

    Но, и это проходит. 

      Говоря о Випасане, невозможно не упомянуть  о невероятной женщине - Фло Леман,  она немка, ей уже за семьдесят лет, она является ученицей Гоенки и проводит курсы  в Украине. Она полностью посвятила свою жизнь служению людям. Неизменный ответ на большинство волнующих студентов вопросов – «продолжайте практику»;)

     Когда на десятый день для студентов курса заканчивается благородное молчание, мир вдруг обретает краски: повсюду счастливые лица людей, приветствия и разговоры, обмен впечатлениями и е-мейлами. Встретил знакомую девушку, с которой обучался йоге в Карпатах, также нескольких ребят я узнал по фестивалю ТАВАЛЕ. Было много новых интересных людей, каждый делился своим опытом, рассказывал, что то из жизни. Было очень весело.

     После разговоров мы снова сели в медитацию, и сразу новые мысли в голове, образы этих ребят с которыми только что говорили, сознание чуть чуть загрязнилось, успокоился с помощью наблюдения дыхания и продолжил медитацию.

     Випассана закончилась и я еду домой как оказалось в последний день со мной поделились не только впечатлениями а и вирусом, болит горло и и заложило нос, очищение продолжается.

     Приехал домой люди начали спрашивать будут ли занятия с понедельника, сказал что будут. В воскресенье утром пошёл  бриться и подмышкой разрезал родинку, пришлось ехать в больницу, удалять, зашили, наложили три шва, отменил занятия, в общем, снова отдыхаю и очищаюсь. АНИЧЧА).

     

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Lotos (10.10.2012)
    Просмотров: 2661 | Комментарии: 10 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Александр  
    0
    Спасабо за статью.
    Хорошо опис"ал. Так все и есть.

    Имя *:
    Email *:
    Код *: